Защита прав потребителей: какими правами наделены потребители, что нужно знать
В процессе приобретения товаров или оказания услуг автоматически формируется две стороны. У каждой из них возникают присущие только ей права и обязанности. Они определяются спецификой возникших отношений и регулируются на законодательном уровне. Когда гражданин приобретает статус потребителя (покупателя), он наделяется правами, которые охраняет закон о защите потребителей.
Содержание
- 1 Права потребителей по закону по защите прав потребителей
- 1.1 Право потребителя на приобретение товара высокого качества
- 1.2 Право потребителя на приобретение безопасного товара (услуги)
- 1.3 Право на данные о производителе
- 1.4 Право на получение исчерпывающей информации о самом товаре
- 1.5 Право на непосредственное участие в анализе качества товара и на присутствие при осуществлении экспертизы
- 1.6 Право на получение денег обратно при несоблюдении срока выдачи товара, который был оплачен (полностью или отчасти)
- 1.7 Право отказаться от покупки в любой момент до передачи, а также после передачи в срок до 7 суток (при приобретении дистанционно)
- 1.8 Право на результат от работы (услуги) в утвержденный договором период
- 1.9 Право на возмещение понесенного ущерба
- 1.10 Право, возникающее при обнаружении недостатка в товаре
- 1.11 Право, связанное с качественными товарами
- 1.12 Права при некачественном исполнении услуги
- 1.13 Право совершения отказа от договора об оказании услуги
- 2 Куда обращаться и куда жаловаться в случае ущемления прав?
Права потребителей по закону по защите прав потребителей
Упомянутый закон создан для охраны прав любого, кто оказывается в роли потребителя товаров или услуг. Права, определенные, как основные и защищаемые законами, можно классифицировать на несколько разновидностей. Каждая из выделенных категорий обладает специфическими чертами и способами охраны со стороны закона.
Право потребителя на приобретение товара высокого качества
Данное право заключается в возможности приобретателя получить в результате сделки купли-продажи товар высокого качества (услугу или работу). При этом качество обязано:
- находиться в соответствии с договором, по которому заключается сделка;
- позволять товару соответствовать своему прямому назначению;
- не противоречить нормам законодательства;
- быть соответствующим описанию или образцу, с которым ознакомился приобретатель при покупке.
Право потребителя на приобретение безопасного товара (услуги)
По-настоящему главное право потребителя. Это определяется тем, что безопасность – определяющая характеристика товара, наравне с высоким качеством и функциональностью. Закон защищает право каждого потребителя на то, чтобы приобретаемый товар не представлял угрозы его жизни, здоровью и имуществу покупателя.
Это условие обязательно к исполнению при нормальной среде эксплуатации товара и в рамках срока его годности. Неисполнение данного условия может повлечь за собой возмещения тех убытков или расходов, которые появились в результате нарушения норм безопасности.
Право на данные о производителе
Рассматриваемое право заключается в возможности потребителя беспрепятственно узнать все, что его интересует о производителе приобретаемого товара, включая график работы, ассортимент изготавливаемой продукции и т.д.
Право на получение исчерпывающей информации о самом товаре
Тот, кто является производителем определенного товара, обязан предоставлять полную информацию о его свойствах и о нем самом. Такая информация должна быть исключительно правдивой. Кроме того данные о товаре должны включать:
- ссылку на норматив или регламент, который соответствует законодательству и является основой для производства конкретного товара;
- данные обо всех преимущественных качествах товара, а там, где это уместно – о составе, калорийности, вариантах использования товара, весе, объеме;
- данные о точной дате и месте производства, а также упаковки товара;
- о применении при различных болезнях, если это необходимо;
- цену в рублевом эквиваленте, а если товар приобретается в кредит, окончательную стоимость приобретения;
- правила безопасной эксплуатации;
- срок годности (безопасного использования) или, в зависимости от специфики товара, срок службы, а также о том, что необходимо предпринять приобретателю по истечению срока. Например, если в результате товар становится абсолютно неприменимым или опасным, производитель обязан сообщить этот факт и проинструктировать покупателя о вариантах утилизации товара;
- информация непосредственно об изготовителе, его адрес, контактную информацию;
- данные об имеющихся недостатках, если о них известно.

Право на непосредственное участие в анализе качества товара и на присутствие при осуществлении экспертизы
Как продавец, так и сам производитель имеет полное право проверить качество товара на соответствие нормам. Покупатель, в свою очередь, может присутствовать при этом.
Чтобы реализовать свое право приобретатель товара должен составить письменное заявление (претензию) и заблаговременно оповестить об этом продавца. Для потребителя такая проверка будет бесплатной, независимо от ее итогов.
Когда выявляются некоторые дефекты товара, продавец обязуется произвести экспертизу товара. Однако она проводится исключительно, если о ней просит потребитель, но не за его счет. Кроме того, основанием для проведения экспертизы считается обнаружение какого-либо дефекта.
Если выяснится, что поломка (дефект) возникла не по вине продавца, потребитель возвещает ему стоимость экспертизы и всех сопутствующих расходов.
Право на получение денег обратно при несоблюдении срока выдачи товара, который был оплачен (полностью или отчасти)
Согласно ему потребитель правомочен:
- затребовать получение товара в период времени, заново установленный им самим;
- запросить возврат аванса за неполученный товар;
- получать от продавца пени за просрочки выдачи полностью оплаченной покупки. Причем, пени рассчитывается со дня первоначальной невыдачи товара до дня его получения потребителем.
Право отказаться от покупки в любой момент до передачи, а также после передачи в срок до 7 суток (при приобретении дистанционно)
Кроме того, при покупке товара дистанционно, если в момент передачи его приобретателю не было предоставлено всей информации о порядках возврата, обмена товара высокого качества, срок по умолчанию для этого отводится равный 3 месяцам.
Право на результат от работы (услуги) в утвержденный договором период
Исполнитель должен выполнить возложенную на него работу в период, определенный договором или меньший. Если же срок превышен, или у потребителя появилось веское основание предположить просрочку, он правомочен:
- установить новый период времени самостоятельно;
- потребовать уменьшение стоимости услуги;
- отказаться от услуги.
Право на возмещение понесенного ущерба
Исполнение и соблюдение данного права ложится полностью на плечи производителя или продавца. Заключается оно в том, что невыполнение всех предписаний относительно соблюдения прав потребителей влечет за собой возмещения ущерба, понесенного последним.
Право, возникающее при обнаружении недостатка в товаре
Любой потребитель может столкнуться с покупкой некачественного товара, который изначально выглядел как качественный. Это неприятное происшествие дает потребителю некоторые права:
- на обмен товара ненадлежащего качества на точно такой же товар, но иной марки;
- на возврат товара ненадлежащего качества;
- обменять его на аналогичный;
- настоять на безвозмездном устранении выявленного дефекта, если это возможно;
- настоять на уменьшении стоимости товара равноценно дефекту.
Право, связанное с качественными товарами
Заключается такое право в возможности потребителя совершить некоторые действия относительно товара хорошего качества:
- произвести возврат товара надлежащего качества;
- осуществить обмен товара надлежащего качества, если он целесообразен и возможен.
Такие действия имеют смысл, если товар не подошел по каким-либо параметрам и не входит в особый список товаров, которые невозможно поменять или вернуть. Этот список устанавливается Правительством РФ для всех категорий непродовольственных товаров.
Права при некачественном исполнении услуги
Потребитель уже после предоставления ему какой-либо услуги или совершения работы в его пользу, может обнаружить недостаток.
Отсюда возникает право:
- на устранение обнаруженного недостатка не за свой счет;
- на уменьшение стоимости услуги соразмерно найденному недостатку;
- на бесплатное производство иного предмета из схожего материала надлежащего качества или повторного осуществления работы, при условии возвращения им некачественной вещи;
- на возмещение всех расходов, которые возникают в процессе устранения недостатков;
- на совершение отказа от услуги и требования возместить полную стоимость, уплаченную ранее за нее.
Право совершения отказа от договора об оказании услуги
Право заключается в реальной возможности потребителя отказаться от предоставляемой ему услуги. Однако это возможно только при условии, что он выплатит полную сумму расходов, уже понесенных лицом, предоставляющим конкретную услугу, на момент отказа.
Таким образом, у потребителя есть ряд прав, которые защищают его интересы. Каждому праву уделены отдельные главы в Законе «О защите прав потребителей», в них же даны некоторые разъяснения по поводу применения права. Каждый потребитель обязан понимать и осознавать свои основные права, чтобы не дать продавцу (производителю) в случае возникновения спорной ситуации сыграть на правовой неграмотности и склонить к принятию невыгодного решения.
Куда обращаться и куда жаловаться в случае ущемления прав?
Если продавец не желает удовлетворить законные требования покупателя, например в случае возврата товара или обмена, то покупатель может обратиться в Роспотребнадзор с целью восстановления справедливости. Для этого необходимо написать жалобу с указанием своих требования, после чего данный орган может провести проверку недобросовестной организации. В крайнем случае такие вопросы могут решаться в судебном порядке.
Читайте далее:
Тариф на предоставление Интернета не определен законодательством РФ. В связи с чем я оплачиваю занимающего доминирующее положение провайдеру Ростелеком за Интернет 459 р. за скорость 0,5 Мб/сек., тогда как стоимость доступа в высокоскоростной Интернет провайдера Tigetnet — 200 руб. за 30 Мб/сек.
Просветите о утвержденных законодательством РФ тарифов доступа в Интернет.
Добрый день, Анатолий! Услуга предоставления интернета не регламентируется государством. Вы можете либо выбирать провайдера либо нет. Тут уже как рынок диктует цены, так вы и выбираете более удобного провайдера. Если у вас многоквартирный дом, то стоит пообщаться с управляющей компанией на предмет подключения новых поставщиков интернета.