Изменение ключевой ставки ЦБ РФ коснулось и процентных ставок по ипотеке. После повышения ипотечные кредиты стали невыгодны населению – слишком большая переплата. Но государство сохранило возможность пользоваться льготными программами. По популярной ипотеке «под 7%» ставку подняли до 12%, но вдвое увеличили максимальную сумму. Как правильно оформить такой кредит в 2023 году, рассказали эксперты финансового портала Выберу.ру.
Виды льготной ипотеки
Сейчас по-прежнему действуют такие виды ипотечных программ с господдержкой:
- Льготная. Ставка 12%, для столичных регионов лимит до 12 млн руб., для остальных – 6 млн руб. Купить можно только квартиру в новостройке, но кредит доступен для всех россиян. Условия изменятся с 1 апреля, программа будет работать до 1 июля 2022 года.
- Семейная. Условия остались прежними. Деньги выдают под 6%, но воспользоваться кредитом могут только семьи с детьми.
- Сельская. Получить средства на покупку жилья в сельской местности можно под 3%.
- Дальневосточная. Ставка сохранилась на уровне 2%, программа предназначена для покупки жилья на Дальнем Востоке.
Нюансы оформления льготной ипотеки
В первую очередь необходимо понять, соответствует ли заёмщик требованиям. Например, ипотека под 7% доступна всем, семейную могут получить только семьи с детьми, а в рамках сельской и дальневосточной особые требования предъявляют к жилью. В первом случае можно купить его только в сельской местности, во втором – в любом из дальневосточных регионов.
Список документов
Минимум документов:
- паспорт;
- справка 2-НДФЛ (для ИП – декларация), копия трудовой книжки;
- СНИЛС.
Для других видов льготных кредитов могут потребоваться дополнительные документы, например, для семейной – свидетельство о браке, рождении детей.
Это минимум документов, который позволит получить одобрение в банке. Обратиться можно только в тот, который участвует в программе господдержки, и подать заявку онлайн или в офисе. Срок рассмотрения – от 2–3 дней до недели и более.
Кроме перечисленных документов, понадобится:
- кадастровый и технический паспорт, справка из БТИ, в которой есть оценка стоимости жилья и план дома;
- отчёт с рыночной стоимостью объекта (оценочная организация должна быть аккредитована).
При заключении договора недвижимость переходит в залог банку. Нужны правоустанавливающие документы (договор купли-продажи, госрегистрации права и др.), согласие второго супруга на передачу объекта в залог (если собственность совместная).
Учитывайте, что в разных банках свой список документов. Еще могут потребовать:
- дополнительный документ, подтверждающий личность, например, загранпаспорт или водительские права;
- выписку с банковского счёта;
- при использовании маткапитала в виде первого взноса – сам сертификат и выписку об остатке средств на нём.
Заключение договора
Когда все документы проверены, банк и заёмщик заключают договор. Клиент оплачивает госпошлину, орган регистрации принимает договор, сама регистрация занимает до 5 дней.
В рамках льготной ипотеки покупка жилья доступна только на первичном рынке в новостройках, в том числе по ДДУ. Оплата по таким договорам проходит с использованием эскроу-счетов. Он открывается сразу на трёх лиц – банк, покупателя и продавца.
В день сделки на счет поступают деньги от банка, затем подписывается договор купли-продажи, регистрируется переход права собственности. Эскроу-счет «раскрывает» продавец жилья на основании расписки о приёме закладной или договора купли-продажи, где есть регистрационная надпись о переходе права собственности. Документы регистрируют в Росреестре, некоторые банки делают это самостоятельно, но платно.