Инвалидность может присваиваться ребенку в результате врожденных каких проблем со здоровьем, или приобретенных в ходе жизни. Установление инвалидности означает наличие ограничений, которые также распространяются на процесс обучения. Однако, в соответствии нормами законодательства образование для детей инвалидов в меру их возможностей должно организовываться вместе с обычными детьми.
Право инвалидов на образование
Россия присоединилась к международной конвенции о правах инвалидов, в связи с этим в 2012 году было приняты нормы права, которые были направлена на реализацию прав инвалидов.
Одними из важнейших положений конвенции, которые должны выполняться каждой страной, является соблюдение следующих требований:
- Дети инвалиды должны проходить процесс образования со всеми другими детьми в обычных школах с учетом их физических возможностей.
- На государстве лежит обязанность организовать для детей доступный общеобразовательный процесс по месту их проживания.
- Для того, чтобы ребенок-инвалид мог посещать школу, необходимо государству обеспечить приспособления для этого.
- Обеспечение мер поддержки и социализации детей-инвалидов.
Государство должно обеспечить полноценную адаптацию в образовательном процессе и социальное развитие детей, которым установлена инвалидность.
При этом у обычных детей должно развиваться в отношении инвалидов сострадание, взаимопомощь, наставничество и т.д. Они должны с помощью жестов, специальных языков научиться общаться с инвалидами.
Образовательные привилегии инвалидов
Льготы и преференции для инвалидов-детей устанавливаются с момента появления их на свет и в дальнейшем в течение всей их жизни.
Если ребенок является инвалидом, то ему не нужно ожидать, когда подойдет очередь для зачисления в ДОУ. Он относится к первоочередникам.
Поэтому для получения в дошкольном учреждении места, достаточно просто заявить о необходимости места в саду. При подаче заявления, к нему в качестве приложение нужно предоставить справку МСЭ.
Когда подходит возраст начальной школы, государство должно ему обеспечить полноценный процесс образования.
Это выражается в обеспечении такого ребенка специальными техническими составляющими, а также решение социальных аспектов. Если ребенок не может посещать школу, то государство должно организовать процесс обучения у него на дому.
При этом независимо от места обучения, обучающемуся должны предоставляться учебники и учебная литература, которые нужны ему для образовательного процесса, если ребенок является слепым, ему предоставляются специальные специализированные средства, сурдопереводчики и т.д.
По окончании школы, ребенок-инвалид может принять решение о продолжении своего образования дальше в образовательных профессиональных учреждениях, ВУЗах. В эти образовательные учреждения он может поступать вне конкурса. Данная льгота распространяется на детей-инвалидов, лиц, которым установлена инвалидность 1 и 2 группы, лицам, какие получили инвалидность в результате службы в армии.
Во время обучения, инвалиды могут рассчитывать на получение стипендии, а если им необходимо проживание в общежитии, то они могут получить бесплатное место в нем. Также они могут рассчитывать на единовременную материальную помощь, которая выплачивается один раз в год от профсоюза студентов.
Способы получения образования
Домашнее обучение
Дети, у которых нет возможности посещать школу ежедневно, могут оформить осуществление обучения на дому.
Для этого родители должны подготовить пакет документов:
- Заявление по фиксированной форме, согласно которому ученик должен проводить занятия на дому;
- Справку, оформленную МСЭ с подтверждением инвалидности;
- Заключение, оформленное МСЭ, подтверждающее невозможность находиться на занятиях в школе на общих условиям.
Если органы власти оформляют разрешение на домашнее образование детей инвалидов, то руководство учебного заведения осуществляет следующие меры:
- Заключает с родителями либо законными представителями договор об обучении ребенка дома;
- Зачисляет ребенка в ученики школы;
- Составляет все необходимые документы;
- Составляет учебный план, соответствующий возможностям ребенка;
- Назначает учителей для обучения ребенка дома.
Ребенок с ограниченными возможностями по итогам обучения должен знать в полной мере курс средней школы. Оценка знаний проводится без каких-либо поблажек. Выданный в случае успеха аттестат не отличается об стандартного документа об образовании.
Дистанционное обучение
Современное развитие технологий предоставляет возможность детям-инвалидам комфортно получать образование, находясь дома. При этом из бюджетных средств для ученика приобретается компьютер либо ноутбук, а также оплачиваются услуги интернет.
Дистанционное обучение чаще всего организуется для детей инвалидов следующими способами:
- Уроки через интернет;
- Теле-присуствие;
- Занятия с использованием чата;
- Обучение посредством онлайн-конференции;
- Проведение онлайн-консультаций с педагогом.
Чаще всего, занятия предоставляются ученикам в виде записей, которые они могут просматривать в любое удобное для них время.
При помощи дистанционного образования без физического посещения школы ребенок может не только получить среднее образование, но затем и обучаться по специальности.
Аттестация знаний перед поступлением в школу
Ребенок с ограниченными возможностями, который собирается поступать на обучение в школу, должен пройти специальную комиссию.
В ее состав включается следующий перечень специалистов:
- Педагог-психолог, независимо от причины наступления инвалидности у ребенка;
- Педагог-дефектолог, который имеет специальность по проблеме ребенка — невролог, ЛОР, ортопед и т. д.
- Логопед;
- Социальный психолог.
Также при аттестации должны присутствовать родители ребенка, поскольку он может испугаться присутствия большого количества новых людей, т. е. сработает фактор страха.
Комиссия должна определить, годен ли ребенок к дальнейшему обучению. Чаще всего благодаря их заключению, появляется возможность правильно адаптировать обучение под возможности и нужды ребенка.
Доступно ли на данный момент инклюзивное образование?
Условия предоставления инклюзивного образования
Особенности инклюзивного образования устанавливают, что дети с ограниченными возможностями будут постоянно пребывать в одной группе с обычными детьми. Чтоб началось обучение, родители такого ребенка должны получить положительное заключение у психолого-медицинской педагогической комиссии.
В свою очередь ребенок должен быть приучен к самостоятельности и не пугаться незнакомых людей и необычных ситуаций.
К школе, которая будет предоставлять возможность получения инклюзивного образования, также предъявляются требования по соответствию системе «Доступная среда».
Так, в ней должны быть пандусы для детей-колясочников, специальные классы и туалетные комнаты, персоналом должны соблюдаться права ребенка инвалида в школе при обучении.
Кроме того в штате школы должны находиться два специалиста — это сурдопереводчик и дефектолог.
Чем отличается инклюзия от интеграции?
Инклюзивное образование — это точка итогового развития образовательной системы страны. Она приходит на смену интеграционному образованию. Два эти понятия показывают разную вовлеченность детей в систему образования.
Интеграция — это вовлечение ребенка в общеобразовательную школу после прохождения специального образования. При этом каждый ребенок должен полностью овладеть обычной программой средней школы.
Инклюзивное образование предполагает организацию обучения детей инвалидов таким образом, чтобы учитывались индивидуальные особенности и возможности каждого ребенка. Поэтому здесь упор делается на персонализации системы образования и разработке индивидуальной программы.
Главным отличием инклюзии от интеграции является тот факт, что в первом случае к детям с ограниченными возможностями меняется отношение, а само образование разворачивается к социальной направленности.
Так, инклюзии присущи следующие особенности:
- Каждый ученик должен участвовать в школьных процессах, педагоги должна пресекать попытки других учеников блокировать какого-либо учащегося;
- Школа должна быть адаптирована для потребностей любого ученика;
- К изменениям должны стремиться не только дети, но и педагоги в своей работе;
- Любой ребенок должен иметь место учебы вблизи от дома.
Методы инклюзии
Психологами была проделана большая работа, и они разработали специальные меры, чтобы ребенок с инвалидностью чувствовал себя комфортно в школе с обычными детьми.
Для этого используется несколько методов:
- Более широкие возможности по доступу к образованию;
- Интеграция в учебный процесс;
- Центры по интересам адаптируются к участию в них детей-инвалидов;
- Посещение праздничных мероприятий вместе с другими детьми.
Согласно статистике, дети с инвалидностью редки оказываются менее развиты интеллектуально, чем обычные дети. А иногда демонстрируют весьма высокий уровень успеваемости.
Совместное обучение детей-инвалидов с обычными детьми очень полезно для всех участников учебного процесса. Дети становятся более общительными, толерантными к другим людям, что помогает им успешнее находить свое место в жизни.
Последние новости в 2023 году
На начало 2020 года изменений в законодательстве, устанавливающим принципы получения образования детьми с ограниченными возможностями не было.
Но нужно отметить, что в феврале 2020 года президент страны заявил о том, что законодательство страны должно быть скорректировано таким образом, чтобы позволить детям-инвалидам получать дополнительное второе высшее образование.
Читайте далее: