ЖалобыКадры

Жалоба в прокуратуру на работодателя: когда это уместно, как подать в 2024 году, сроки рассмотрения

Работники осуществляют трудовую деятельность на основании заключенных трудовых соглашений. Периодически могут возникать ситуации, при которых закрепленные права сотрудников будут нарушаться администрацией. Если переговоры между сторонами по решению возникшего конфликта не приведут к положительному результату, сотрудник может обратиться в компетентные органы — им тогда оформляется жалоба в прокуратуру на своего работодателя.

Когда обращение в органы прокуратуры уместно в 2024 году:

Одним из органов, куда работники могут пожаловаться на действия работодателя, является прокуратура. Однако перед тем, как пожаловаться в прокуратуру на своего работодателя, необходимо попытаться решить данный вопрос через профсоюз или трудинспекцию.

Внимание! Для оформления жалобы должны быть основания, оформленные документально. По запросу их необходимо будет предоставить на рассмотрение госоргана.

Юрисдикция прокуратуры

Жалоба в прокуратуру на работодателя: когда это уместно, как подать в 2024 году, сроки рассмотренияДеятельность прокуратуры регулируется федеральным законодательством. Там определено, что данный орган производит надзор за работой различных ведомств, включая государственные учреждения, с целью определения соблюдения действующих норм закона.

Обычно прокуратура рассматривает жалобы по следующим вопросам:

  • Бездействие либо превышение данных органам государственной власти полномочий;
  • Нарушение законодательства в сфере ЖКХ;
  • Отказ госучреждений в предоставлении услуг в соответствии с их компетенцией;
  • Несоблюдение прав осужденных за преступления людей;
  • Нарушения трудового законодательства со стороны работодателей.

Нюансы компетенции

Закон не устанавливает границы компетенции данного органа. Очень часто вопросы, с которыми обращаются в прокуратуру, требуют проведения дополнительного серьезного расследования. Поэтому в такой ситуации прокурор примет заявление, но дальше отправит его в компетентный орган.

Работники прокуратуры каждый раз самостоятельно принимают решение, в какой орган отправить поступившее обращение. Работник прокуратуры может оформлять представление на нарушение, обращаться в суд, но самому выносить решение о привлечении нарушителя к ответственности он не имеет права.

Обычно, если работник не обращался к трудинспекцию для решения вопроса, жалоба будет перенаправлена туда. А уже после проведения проверки прокурор может обратиться в суд по привлечению работодателя к ответственности.

Когда необходимо писать

Очень важно, чтобы при обращении в прокуратуру, на руках у работника уже были материалы проведенной ранее проверки.

Обычно, сотрудники обращаются в прокуратуру по защите трудовых прав в следующих ситуациях:

  • Факты дискриминации со стороны работодателя, склонение сотрудника к увольнению, незаконный отказ в трудоустройстве по личным мотивам;
  • Несоблюдение в компании установленных норм по технике безопасности;
  • Нарушения, связанные с зарплатой. Сюда относятся невыплата зарплаты, нарушение установленных сроков выплаты, выплата маленькой зарплаты (меньше размера МРОТ), работа неофициально с выплатой черной либо серой зарплаты. Самым серьезным нарушением является неуплата зарплаты, которая привела работника к тяжелым последствиям.
Внимание! Каждый работник может обратиться в прокуратуру самостоятельно, либо составляется коллективная жалоба от группы лиц.

Как правильно оформить жалобу в прокуратуру на работодателя в 2024 году:

Текст заявления

Жалоба в прокуратуру на работодателя: когда это уместно, как подать в 2024 году, сроки рассмотренияЖалоба является официальным документом, на основании которого госорган будет инициировать проведение проверки. Поскольку ее образец не предусмотрен, то ее можно составлять в произвольном виде, однако нужно включить все факты и доказательства, раскрывающие нарушение.

Текст при составлении обычно разбивают на три части:

  • Вводная часть. В ней нужно указать кому адресовано заявление — наименование прокуратуры, должность и ФИО прокурора. Также здесь указываются сведения об авторе заявления — его ФИО, адрес проживания и контактная информация.
  • Информационная часть. Она содержится в заявлении после слова «жалоба». Здесь должна содержаться вся информация, которая требуется для полноценного проведения разбирательства. Здесь нужно указать сведения о работодателе (название, адрес нахождения), руководителе с указанием его ФИО. Затем излагаются нарушения, которые произошли в компании и дата этого события. Также здесь заявитель может указать действия, которые он предпринимал для донесения до администрации сведений о нарушении. Затем необходимо указать какие действия были предприняты руководством фирмы для исправления недостатков. При изложении информации необходимо приводить только четкие факты, а также проставлять ссылки на нормативные акты.
  • Заключительная часть. В заключении нужно указать, какие действия просит предпринять работник по отношению к работодателю. Также здесь указываются приложения — документы, подтверждающие нарушение и иные изложенные факты. В числе документов обязательно должны быть бланки, подтверждающие что заявитель является действующим работником.

Необходимые документы

В законе не указывается перечень документов, которые заявитель должен в обязательном порядке предоставить в прокуратуру.

Допускается описать все нарушения в тексте заявления. Но наличие документальных доказательств позволит сотруднику прокуратуры быстрее разобраться в создавшейся пробеле и найти решение.

Обычно список документов зависит от того, по какому вопросу составляется обращение.

Если оно связано с нарушением законов о труде, то это могут быть:

  • Копия трудового договора работника и всех допсоглашений к нему;
  • Копии распорядительных документов на прием, перевод, увольнение и иные события;
  • Копии документов, подтверждающих начисление и выплату заработной платы — расчетные листки, расчетные и платежные ведомости и т. д.
  • Выписки зачислений зарплаты на банковскую карту;
  • Иные документы, которыми работник может подтвердить факт совершения нарушения.
Важно! Когда к обращению прикладываются документы, то необходимо сделать в тексте заявления их список со сквозной нумерацией.

Нормативное закрепление

Нормативное закрепление устанавливает, что сотрудник в тексте обращения должен проставить нормативные документы, которые по его мнению были нарушены. В этой ситуации необходимо четко знать положения законодательства и уметь в них ориентироваться.

Очень важно, чтобы информация по пункту, части и статье ТК либо иного нормативного документа были проставлены верно. После цифрового обозначения необходимо расшифровать название данной статьи словами.

Внимание! Если сотрудник желает заявить сразу о нескольких нарушениях, то для каждого необходимо подобрать отдельную статью. Ограничений по количеству отсылок к нормативной базе в одном заявлении нет.

Способы отправления жалобы

Жалоба в прокуратуру на работодателя может подаваться одним из указанных способов:

  • Личная явка в госорган. При себе необходимо иметь паспорт либо иной документ для подтверждения личности. Заявление составляется в присутствии дежурного сотрудника, к нему прикрепляются подтверждающие документы.
  • Через своего представителя. Жалоба оформляется в письменной форме, после чего представитель заявителя с нотариальной доверенностью обращается в прокуратуру для ее подачи.
  • При помощи почтового отправления либо курьерской почтой. Заявление составляется в письменной форме, после чего оно вкладывается в конверт. В письме должна быть опись вложений, а к конверту нужно прикрепить уведомление о получении. Вернувшееся уведомление с подписью будет подтверждением того, что жалоба попала в прокуратуру.
  • В электронном формате с использованием сайта прокуратуры. На нем нужно заполнить форму обращения и отправить информацию в орган. Использование ЭЦП не требуется.

Через сайт Госуслуги подача заявления возможна только для единичных субъектов страны. В большинстве случаев на сайте выводится сообщение, что возможность подачи онлайн обращения не обеспечена.

Внимание! Просто отправить электронное письмо на адрес прокуратуры нельзя. По закону, документ должен однозначно идентифицироваться по отправителю. Это можно обеспечить только с применением квалифицированной ЭЦП.

Сроки рассмотрения

Жалоба в прокуратуру на работодателя: когда это уместно, как подать в 2024 году, сроки рассмотренияКак только заявление поступает в прокуратуру, его следует зарегистрировать в течение трех дней с момента подачи.

Если заявление не отражает необходимых для проверки сведений или же его содержание о не отражает суть произошедшего нарушения закона, то он в течение семи дней подлежит возврату заявителю, чтобы он указал всю недостающую информацию.

Заявление прокурор должен в обычных ситуациях рассмотреть в течение пятнадцати дней. Однако, если отраженная в документе проблема затрагивает сложные вопросы, то срок рассмотрения заявления может составлять около одного месяца.

В некоторых случаях. Заявление может быть рассмотрена в течение одного — трех дней. Такое часто бывает когда необходимо срочно отреагировать на возникшую проблему, и для этого нужно ходатайство прокурора.

Внимание! Поступившее заявление может не относится к юрисдикции прокуратуры. Тогда в течение семи дней его следует перенаправить соответствующему органу. За прокурором устанавливается обязанность проинформировать об этом заявителя.

Срок окончания рассмотрения может выпасть на выходной или праздничный день. Тогда он переносится на следующий рабочий день.

Как происходит проверка по факту заявления в 2024 году?

После поступления жалобы прокуратура должна провести проверку указанных в ней фактов.

Принято данную проверку подразделять на несколько этапов:

  • Этап подготовки — прокурор изучает необходимые для проверки нормативные документы, регулирующие отраженный в жалобе вопрос. Он определяет круг лиц, которые он может привлечь для участия в данной проверке. Также изучаются типичные для данной ситуации нарушения.
  • Этап самой проверки — он проходит непосредственно на предприятии. Прокурор проверяет деятельность компании используя для этого различные способы. При этом он выявляет существующие нарушения и условия, которые привели к ним.
  • Реализация собранных доказательств — на основании полученных материалов прокурор определяет степень вины работника и меру наказания, к которой он может его привлечь. Его результатом является постановление, протест, предупреждение, предостережение и т.д.
  • Контроль — осуществляется надзор за исполнением выписанного документа по факту нарушения, а также исполнения наказания в отношении виновных лиц.
Внимание! Если проводится проверка по жалобе, то она имеет ряд отличий от обычной процедуры. Прокуратура не должна заранее уведомлять о проверке по жалобе в отличие от плановых проверок. Она проводится внезапно, чтобы работодатель не смог скрыть имеющиеся нарушения в компании.

Когда проводится данная проверка, прокурор может проводить опросы работников компании. При этом это можно делать устно, или в письменной форме.

Можно ли подать жалобу анонимно?

Довольно часто сотрудник компании не хочет, чтобы его работодатель знал о том, что он на него подал жалобу.

Тем не менее положения нормативных актов закрепляют, что жалоба должна подаваться лицом, личность которого можно установить. Связано это с тем, что после ее рассмотрения будет подготовлен ответ, который должен быть адресован определенному лицу.

Если жалоба поступит без указания Ф.И.О. заявителя, то ее не будут рассматривать. Данный документ не должен вообще быть принят.

Если заявитель хочет, что информация о нем не была доведена до его работодателя, то ему достаточно отразить в заявлении запрет на разглашение сведений о нем. При рассмотрении заявления и проверки организации информация о заявителе будет закрыта и недоступна.

Внимание! Когда заявление будет подаваться через интернет, то даже в при онлайн заполнении документа потребуется внести данные о себе. Однако, форма предусматривает возможность установления галочки на запрет разглашения сведений о заявителе.

Особые категории заявлений

Жалоба может быть составлена одна, но от целого коллектива.

Оформление такого заявление происходит по установленному алгоритму, который применяется для обычных жалоб. Однако, нужно учитывать некоторые особенности такого документа. Коллективная жалоба должна содержать Ф.И.О. и адрес, номер телефона всех лиц, которые являются заявителями.

Когда отражаются в заявлении нарушения со стороны администрации, то они должны носить затрагивать всех лиц, участвующих в составлении документа. Допускается в данном документе отражать поименно каждого работника, нарушение допущенное в отношении его и требования предъявляемые им к руководству компании.

Внимание! Если было допущено несколько нарушений в отношении различных групп сотрудников, то требования работников можно объединить по группам.

Подписывая документ, дату следует указывать единую, а подписи и расшифровку их лучше оформлять в виде столбика.

Заключение

Жалоба в прокуратуру является один из способов для сотрудника компании отстоять свои права в трудовых отношениях. К нему прибегают лица, если трудинспекция не смогла решить спорный вопрос о соблюдении руководством компании законодательства.

Данное заявление может подаваться как от одного человека, так и от коллектива. Необходимо учитывать, что жалоба должна базироваться на реальных событиях, поэтому к ней нужно прикладывать соответствующие доказательства. Ее нельзя подать анонимно, но можно установить запрет на разглашение сведений о заявителе.

Читайте далее:

Рекомендуем почитать

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button