БухучетУСН

УСН доходы минус расходы, нюансы и разъяснения

Второй вариант объекта налогообложения при применении УСН – это «доходы за вычетом расходов»,  немаловажно понимать, что это за система, каким образом рассчитывается налог и нюансы, которые при этом возникают. Зная это, вы сможете правильно понимать принцип калькуляции и определить для себя – какую систему из двух вариантов начисления упрощенки выбрать – «доходы» или «доходы минус расходы».

Применение налоговой ставки

Одним из преимуществ этого варианта налогообложения является то, что ставка является дифференцированной. В зависимости от региона существуют пониженные (льготные) ставки, которые определяются на местном уровне и могут варьироваться от 5 до 15%. Узнать ставку в вашем регионе можно в налоговом органе, она устанавливается на год до начала налогового периода.

Общие вопросы об УСН и о том, кто может его применять описаны в этой статье.

К примеру, Ямало-Ненецкий автономный округ в 2014 году установил ставку в 5% для все видов деятельности на УСН при объекте налогообложения «доходы минус расходы», с другой стороны, на Алтае и Воронежской области установили ставку 5% только для некоторых видов предпринимательства.

Расчет налоговой базы при объекте налогообложения доходы минус расходы

В отличие от системы упрощенки, которая учитывает только доходы, в этом варианте учитываются расходы, которые несет предприниматель или предприятие. Данный факт накладывает определенные сложности на ведение учета. Так как все понесенные потери необходимо задокументировать и подтвердить. А этой порой вызывает определенную сложность. К тому же не все расходы можно взять к учету. Система расчета очень похожа на расчет налога на прибыль предприятия.

Каковы же риски не признания расходов и есть ли они? Да, к сожалению, такие есть. Если налоговики не захотят признать какую-либо сумму, отнесенную вами на расходы, то ее убирают из учета расходов, в результате чего налог к уплате будет увеличен. Вместе с этим, начислят недоимку и пеню, а так же возможно наложение штрафа в размере 20% от той, суммы которую вы не доплатили в бюджет (ст.122 НК).

Но так ли страшен черт в табакерке? На самом деле при знании правил и правильном их применении, у вас не должно будет возникнуть больших проблем. Выбор варианта налогообложения на упрощенке обусловлен снижением налога к уплате, что увеличивает вашу чистую прибыль. И на ряду с более сложным ведением учета, эта система может быть весьма выгоднее системы «доходы».

Если взять экономику процесса, то считается, что применение варианта расчета «доходы уменьшенные на величину расходов» имеет экономическую выгоду над системой «доходы» в том случае, когда вы сможете официально подтвердить понесенные затраты. При этом расходы должны составлять не менее 60% от ваших доходов. Если нет, то имеет смысл применять систему «доходы».

Внимание! Объект налогообложения «доходы минус расходы» имеет смысл применять в случае, если вы можете подтвердить не менее 60% затрат относительно дохода.

Выбор системы является сугубо добровольным фактом. К тому же, существует возможность смены расчета объекта налогообложения 1 раз в год, если вы уже применяете УСН – необходимо подать заявление о переходе на другую систему расчета налога до 31 декабря и уже начиная со следующего года сможете ее применять. Другой вариант – при регистрации бизнеса сразу подать заявление об применении определенной системы налогообложения или в течение 30 календарных дней после подачи документов о гос. регистрации.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Реализация товара, услуг, работ и исчисление НДС

Учет прибыли для начисления налога

Формирования доходной базы происходит аналогично, как при системе «Доходы». Порядок определения прибыли описан в ст. 346.15 НК РФ, к ней относятся реализационные, внереализационные доходы.

К реализационным доходам можно отнести:

  • Выручку, полученную от реализации услуг, работа и продукции собственного производства
  • При реализации вами имущественных прав
  • Доходы от реализации товаров, которые были приобретены у других организаций и предпринимателей

Под внереализационными доходами понимается:

  • Доход, от безвозмездного получения имущества или имущественных прав, услуг и работ
  • Пени, штрафы и прочие поступления этого рода, полученные при нарушении договорных обязательств другой стороной, которые признаны этой самой стороной или в результате судебных решений
  • Проценты, полученные за предоставление займов и кредитов
  • От долевых участий в других предприятиях и простых товариществах
  • Полученные за аренду и субаренду
  • В случае списании вам кредиторской задолженности

Доходы учитываются по кассовому методу, т.е. после фактического получения денег на расчетный счет или в кассу. После отражаются в книге учета доходов и расходов той датой, когда было совершено это поступление.

Учет расходов, уменьшающих доходы

Перечень расходов, которые могут уменьшить налоговую базу

И так, помимо доходов полученных вами в ходе вашей деятельности необходимо учесть и расходную часть. Перечень расходов регламентируется ст. 346.16 НК, к ним относятся:

  • Приобретения основных средств – ОС (здания, оборудования и прочее)
  • Ремонт и обслуживания ОС
  • Выплата зарплаты и платежи в фонды с ФОТ, больничные, командировки и т.д.
  • Материальные расходы (расходы на приобретение сырья или получения услуг необходимых для производства)
  • Расходы, которые возникают при покупке товаров для целей их перепродажи
  • Платежи за аренду, лизинг, кредиты, оплата таможенных платежей
  • Расходы на ведение бухгалтерии, аутсорсинг, услуги нотариуса и юриста
  • Транспортные расходы
  • Суммы налогов, за исключением налога по УСН

Сумму налога по УСН нельзя уменьшить на расчетную сумму по УСН (самого на себя) и на авансовые платежи, которые платятся в течение года.

Оборудование, купленное в качестве уставного капитала при регистрации предприятия к затратам не принимается. Совет – внесите минимальный УК (10 т.р.), а при превышении – приобретите за счет предприятия, а не учредителей.

Обоснование расходов и документальное подтверждение

Все расходы, которые несет предприятие или предприниматель должны быть обоснованы и относиться к хозяйственно-экономической деятельности предприятия (ИП). Налоговики в свою очередь могут проверить и задать неприятные вопросы, а не доказав экономическую целесообразность, могут их не принять в качестве расходов. К примеру, вы занимаетесь оптовой торговлей и вместо покупки грузового автомобиля, для перевозки вашего товара приобретете новенький мерседес представительского класса. Для чего? Сложно будет объяснить.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  Декларация по УСН 2018- образец заполнения

Такой порядок учета расходов приводит к тому, что некоторые расходы вы не будете принимать к учету, чтобы не попасть на штрафы и до начисления, зная, что они к делу не относятся. Поэтому вы должны сами смотреть, что проводить, а что нет.

Внимание! Свою затратную часть предприятие не согласовывает с налоговой – это ваше дело, но не все потраченные суммы можно принять к расходам.

В качестве документов, а их всего два, фиксирующих факт расхода, относятся следующие – товарная накладная по форме Торг-12 и Акт выполненных работ – это первый, а второй – факт оплаты, чем является либо платежка (в случае оплаты через расчетный счет), либо кассовый чек (в случае оплаты через кассу) или бланк строгой отчетности.

Документы, подтверждающие ваши расходы необходимо хранить не менее 4х лет.

Имейте в виду, что у вас к расходам относятся именно полученные и оплаченные затраты. В Книге учета расходов и доходов ставится дата оплаты, она и является датой принятия к учету, т.е. так же по кассовому методу.

Нюансы расчета налога

Учет доли расходов, которые возникают при покупке товаров для перепродажи

Для того, что расходы можно было принять к учету необходимо выполнение 2-х условий:

  • Во-первых, с вашей стороны должна пройти оплата за товар поставщику
  • Во-вторых, необходим факт его реализации покупателю (передача в собственность), причем не учитывается оплатили вам его или нет

Сложности расчётов возникнут, если вы будете приобретать ряд ассортимента и оплата происходить будет по частям, а не сразу за всю поставку. В этом варианте будет происходить определение доли оплаты и их реализации, исходя из этого производится учет расходов – так же берется доля.

Материальные расходы

При их учете следует знать, что их можно брать целиком, не деля на части, но при наступлении условия оплаты и оприходования материалов. Закрывается расходы по наступлению этих двух факторов. Т.е. если предприятие оплатило в первом квартале «расходники», а во втором их получила, то эти затраты отображаются во втором квартале датой их получения.

Расходы, связанные с приобретением основных средств

В качестве основных средств считаются здания, станки, оборудование, транспорт, земля, дорогостоящий инструмент и т.д., стоимость которых составляет более 40 тысяч и срок эксплуатации более одного года. Для учета необходимо полностью оплатить ОС и ввести его в эксплуатацию (по акту ввода в эксплуатацию). То есть, если вы купили, к примеру станок и он у вас стоит пылиться не подключенным, то вы его не ввели в эксплуатацию и к расходам взять не можете.

Для учета в расходов на основные средства необходимо их сначала ввести в эксплуатацию.

Для принятия к расходам рассчитывается амортизация ОС, которая пропорционально делится согласно сроку эксплуатации, эта сумма и учитывается в расчете. Учет, как вы поняли, начинается с момента ввода в эксплуатацию. В том числе вы сможете учесть суммы по ремонту, наладке и пуску этого оборудования одномоментно (так же необходимы акты о этом факте).

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ:  ТЗВ-МП новая отчетность для малого бизнеса

Не порядочные фирмы, что с ними делать?

Так же следует учесть, что при формировании базы расходов не должны всплывать «левые» фирмы или подставные, потому как, при выявления этого у налоговой есть все основания для отказа в принятии этих расходов. Ответственность и проверка, прежде чем работать с контрагентами, лежит на вас, хотя нет законодательно прописанного документа, который на прямую об этом говорит.

Даже ваша добросовестность никак не влияет на это решение. В качестве нарушений могут быть: ведение деятельности без проведения государственной регистрации, использование при регистрации утерянных или же поддельных документов, ИНН организации не существует и сам контрагент не записан в государственном реестре, не находится по юридическому месту, согласно документам или же нарушает сроки сдачи налоговых деклараций и оплаты по ним. Проверить сведения в гос. реестре можно на сайте налоговой.

Минимальный налог к уплате

Еще один нюанс при этой системе расчета является то, что существует минимальное значение налога к уплате в бюджет, которое рассчитывается исходя из полученной вами прибыли за отчетный период (по году) умноженной на 1%, согласно статье 346.18 НК. Причем при расчете берутся только доходы, расходы вы не учитываете. По итогам квартала минимальный налог не считается.

Скажем, если у вас сумма дохода за период 1,2 млн рублей, а сумма налога у уплате 10 тысяч, посчитаем – 1,2 млн. руб. * 1%= 12 тысяч, расчетная сумма у нас 10 тысяч, следовательно к уплате в бюджет причитается 12 тысяч рублей.

При расчете минимального налога по УСН – 1% от прибыли, сумма расходов не учитывается.

Сроки сдачи и порядок расчетов

Хотя период отчетности по упрощенке в настоящее время год, это можно назвать скорее условно, потому как с вас не снимается производить ежеквартальные авансовые платежи по налогу, которые вы оплачиваете до 25 числа месяца, после квартала. А годовую отчетность и оплату необходимо произвести до 30 марта для организаций и до 30 апреля для предпринимателей.

С 2017 года действует новая декларация по УСН, можете скачать по ссылке и ознакомится с порядком ее заполнения.

Резюме

В качестве подведения итогов, можно отметить, что на ряду со сложность расчета налога, по сравнению с системой расчеты «доходы» этот вариант является наиболее выгодным, при правильном применении статей закона. Поэтому, выбирая между объектами налогообложения, берите в расчет и экономическую составляющую и трудозатраты. И скорее всего, без специалиста вам не обойтись. Но тут зависит от масштаба бизнеса.

Одним из вариантов, который можно предложить – это аутсорсинг, который поможет сократить ваши издержки на штат бухгалтеров, да и может избавить от дополнительных трат на программное обеспечение. Вам решать, как выбрать. Надеемся, что статья помогла вам в ваших размышлениях и вы поделитесь ей с другими.

Метки
1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (1 оценок, среднее: 5,00 из 5)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.

Adblock detector